img
12 Ноя 2018

Госдума обложит BlaBlaCar штрафами: законопроект должен защитить легальных перевозчиков

В начале ноября три десятка профессиональных автоперевозчиков подали иск в Таганский районный суд Москвы с требованием запретить деятельность сервиса BlaBlaCar в России. Предыдущая попытка, предпринятая год назад транспортниками в Краснодарском крае, успеха не имела, но за год ситуация изменилась и довела перевозчиков до белого каления. Дело в том, что в октябре этого года BlaBlaCar стал, в сущности, монополистом рынка райдшеринга в России: он поглотил конкурирующий сервис BeepCar от Mail.ru Group, а компания Яндекс объявила о заморозке сервиса Яндекс.Попутка, при этом платёжная система Яндекс.Касса стала официальным партнёром BlaBlaCar. Известие о переделе рынка совпало с объявлением о введении абонентской платы для пассажиров: за разовый доступ к сервису BlaBlaCar теперь требует с попутчиков 149 рублей либо предлагает приобрести месячный абонемент за 199 рублей.

Для водителей, впрочем, сервис пока остаётся бесплатным, и многие охотно им пользуются. Проблема в том, что площадку BlaBlaCar облюбовали нелегальные перевозчики – от обычных «бомбил» без лицензий до целых теневых транспортных компаний, которые выпускают на междугородние линии десятки автобусов и продают в них места через BlaBlaCar. Этот вид бизнеса в корне противоречит идее райдшеринга, которая заключается в том, что водители не зарабатывают деньги на пассажирах, а лишь делят с ними эксплуатационные расходы (в основном затраты на топливо), то есть водителей автобусов в сервисе не должно быть в принципе. Тем не менее, в России «билеты» в автобусах через BlaBlaCar продаются пачкам по ценам, которые не могут обеспечить легальные перевозчики, скованные правилами и налогами. Во многом именно из-за теневых перевозок популярность французского сервиса в России растёт быстрее, чем в других странах, и количество пользователей перешагнуло 35-миллионную отметку.

Российский оператор BlaBlaCar – ООО «Комьюто Рус» – нелегальных перевозчиков в массовом порядке со своей площадки не гонит, но участвует в правительственной группе по разработке чёткий правил райдшеринга. Пока таких правил нет, и нелегальные перевозчики разоряют в недобросовестной конкуренции легальных перевозчиков. Последние стонут и пытаются действовать через суды и другие органы власти, в частности через Госдуму.

Пассажиры часто не задумываются о том, кто, как и на чём их везёт — цена поездки становится решающим фактором и нелегальные перевозчики этим пользуются.

Пассажиры часто не задумываются о том, кто, как и на чём их везёт — цена поездки становится решающим фактором и нелегальные перевозчики этим пользуются.

window.customAdaptive({ ownerId: 229408, containerId: 'adfox_154030436533395645', params: { p1: 'cbxwp', p2: 'gcnd' } }, { ownerId: 229408, containerId: 'adfox_154030438365491141', params: { p1: 'cbxwr', p2: 'gcnd' } }, { ownerId: 229408, containerId: 'adfox_154030438063998383', params: { p1: 'cbxwq', p2: 'gcnd' } });

Сегодня Александр Старовойтов, член комитета Госдумы по транспорту и строительству, заявил в интервью агентству городских новостей «Москва», что BlaBlaCar нужно штрафовать за посредничество в деятельности нелегальных перевозчиков, а самим перевозчикам — запретить доступ к сервису:

«Мне известно, что огромное количество перевозчиков, зарегистрированных в сервисе BlaBlaCar через различные аккаунты, — это один и тот же перевозчик. Соответственно, он ездит по регулярным маршрутам и забирает по пути весь трафик, весь объём перевозок междугороднего транспорта. В некоторых регионах деятельность BlaBlaСar довела межмуниципальный и межрегиональный транспорт до банкротства по сути дела. Так быть не должно. Сервис должен платить штраф, а дальнейшая деятельность этих перевозчиков должна оказаться под запретом. То есть нужно перевозчику запретить подключаться к сервису».

Ранее в октябре прокуратура Брянска с подачи Регионального автотранспортного союза (РАС) потребовала у BlaBlaCar заблокировать профили водителей, занимающихся нелегальным извозом. Старовойтов рассказал, что Госдума работает сейчас над законопроектом, который даст чёткое определение «агрегатора такси», но для райдшеринга он не подходит, а потому для BlaBlaСar будет разработан отдельный законопроект. Неизвестно, однако, сколько времени займёт разработка такого законопроекта, который, очевидно, должен был стать результатом работы правительственной комиссии о райдшеринге, но в ней, как известно, тоже бытуют разные мнения. Московский Дептранс, например, предложил классифицировать райдшеринг как платную услугу, с которой должны взиматься налоги, тогда как BlaBlaСar, наоборот, хочет налоговых льгот, так как водители, по его мнению, с помощью райдшеринга ничего не зарабатывают. Речь в данном случае, конечно, о честных водителях, которые просто хотят сэкономить на топливе, а не о серых извозчиках, которые работают на линиях постоянно, не платят налоги и не соблюдают законы.

Время, увы, работает против легальных перевозчиков: каждый день BlaBlaCar уводит у них пассажиров, многие лицензированные компании рискуют не пережить зиму. Что будет, когда предложенный депутатами закон заработает, но легальных перевозчиков на рынке при этом окажется слишком мало? Кто будет возить людей? Увы, на этот вопрос пока нет ответа.

Популярное