Шведская компания NEVS, владеющая активами обанкротившегося автопроизводителя Saab, начала серийное производство электрической версии устаревшего седана 9-3. Современные электромобили в модельной линейке тоже будут, но позже.
Мы продолжаем с любопытством следить за тем, что происходит с бывшим Саабом — эту марку до сих пор многие любят и помнят. С 2012 года автомобильное подразделение одноимённого шведского концерна принадлежит зарегистрированной в Швеции, но существующей на китайские деньги компании National Electric Vehicle Sweden. Изначально она планировала возродить Saab под его историческим именем, но здравствующий поныне авиастроительный холдинг Saab AB не дал китайцам прав на использование своей торговой марки, и с 2016 года китайские Саабы известны исключительно под безликой аббревиатурой NEVS.
Годом ранее NEVS заявила о намерении выпускать электромобили на доставшейся ей в наследство новой платформе Phoenix, но первым в серию должен был пойти электрифицированный Saab 9-3 на допотопной платформе Opel Vectra B. Эта мягко говоря не самая современная машина якобы вызвала ажиотажный спрос у китайских корпоративных клиентов NEVS: пресс-служба компании рапортовала о заключённых многомиллиардных контрактах. Для их исполнения в декабре 2017 года NEVS торжественно запустила в китайском Тяньцзине завод мощностью 50 тысяч машин в год с потенциалом роста до 220 тысяч, но дальше тестовой сборки дело не пошло, и два с половиной года ультрасовременный производственный комплекс стоял, по сути, без дела. На этом фоне очень странно выглядело сделанное летом прошлого года руководством NEVS заявление о намерении построить ещё один завод в Шанхае мощностью 200 тысяч машин в год. Цеха в шведском Тролльхеттане между тем пока тоже ничего не выпускают…
И вот сегодня издание Automotive News сообщило, что по главному конвейеру завода в Тяньцзине таки поползли электрические седаны 9-3. Любопытно, что пресс-служба NEVS об этом знаменательном, если не сказать эпохальном для компании событии почему-то умолчала, а новость пришла по линии Evergrande Group — китайского промышленного холдинга, который в начале этого года купил 51% акций NEVS (49% принадлежат холдингу National Modern Energy). О технической начинке электрического экс-сааба по-прежнему мало что известно: два года назад сообщалось, что автомобиль будет снабжаться электромотором мощностью 177 л.с. и сможет проехать на одной зарядке около 300 км. С тех пор новых вводных о машине не поступало, но, будем надеятся, китайские СМИ в ближайшее время узнают всю подноготную.
Январская смена собственника привела и к другим шевелениям в NEVS. В том же месяце было сообщено о том, что NEVS покупает за 150 млн евро 20% акции производителя суперкаров Koenigsegg, и о том, что две шведские компании создают СП по разработке неких новых моделей. Позже NEVS на денежки Evergrande Group приобрела китайского поставщика литий-ионных батарей CENAT New Energy и две компании, занимающиеся разработкой электрических мотор-колёс — британскую Protean Electric и голландскую e-Traction. Из этого можно сделать предположение, что концепция будущих моделей NEVS претерпела глубинные изменения, что ни о какой платформе Phoenix речи больше не идёт, и грядущие новинки будут скорее напоминать голландский электромобиль Lightyear One, тоже снабжённый мотор-колёсами.
Пойдут ли в серию ранее анонсированные рестайлинговый седан 9-3 и кросс-универсал 9-3X на его основе, тоже пока непонятно. В то, что падающий китайский рынок готов поглощать хотя бы по 50 тысяч электрических седанов 9-3, верится с трудом, особенно с учётом того, сколько здесь за последнее время появилось новых, куда более современных и привлекательных электромобилей. Впрочем, если ранее озвученные контракты не были фейком, то NEVS и впрямь может продвинуться к своей заветной цели — стать мировым лидером в сфере экологически чистых автомобильных перевозок.