Во втором этапе Чемпионата России по ралли-рейдам, проходящем в Астраханской области заявлено более 50-ти экипажей. География спортсменов, приехавших принять участие разнообразна: Финляндия, Туркменистан, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Белгород, Набережные Челны, Екатеринбург, Вязьма, Нижний Новгород, Владимир, Тольятти, Ростов-на-Дону.
25 апреля состоялось торжественное открытие и квалификационный заезд для спортсменов – пролог, 26-27 апреля – стартуют скоростные секции 266 км и 313 км.
Результаты первого дня – пролог:
Комментарий об участии команды «КАМАЗ-мастер» дал заместитель директора по производству и развитию, восьмикратный чемпион ралли «Дакар» Сергей Савостин, который на гонке выполняет функции тим-менеджера спортивного коллектива.
«21 апреля команда выдвигается на тесты и на соревнования этапа Чемпионата России по ралли – рейдам. Астраханские трассы очень разнообразные, там есть и скоростные участки, и пески, и сильное бездорожье, где автомобиль порой просто скачет по кочкам.
Выезд в Астрахань мы рассматриваем прежде всего, как тесты техники, а также тренировки экипажей, в первую очередь, новичков, кого мы планируем подготовить и, как у нас говорится, «протрясти», чтобы понять насколько человек готов физически переносить нагрузки в кабине грузовика.
На гонку команда выезжает расширенным составом. Это связано с тем, что очень много объектов для проверки, их нельзя испытывать на каком-то одном – двух автомобилях, надо обязательно разнести, чтобы получить объективные результаты, которые можно будет сравнивать и использовать в дальнейшем. Если смотреть на автомобиль – внешне ничего не меняется, те же самые 4 колеса, кабина, кузов — ничего нового, но буквально малейшее смещение кабины влияет на развесовку, также замена двигателя влияет на развесовку, все это в дальнейшем отражается на работе подвески, которую надо заново отстраивать, мониторить все характеристики. Все технические моменты, какие мы планируем внедрять для участия в «Шелковом пути» и «Дакаре», мы обязаны испытать, проверить и быть уверенными, что мы хорошо подготовились.
На Чемпионат выезжает 4 автомобиля, которые участвовали в «Дакаре», это наши новые автомобили с двигателями DCEC-ISZ-Cummins, также выезжает автомобиль капотной компоновки, управлять им будет Айрат Мардеев. Все пять действующих пилотов выезжают со своей задачей по испытанию техники и обкатке экипажей.
Кроме камазовцев в гонке примут участие еще два экипажа. Это экипаж Сергея Куприянова на газодизельном КАМАЗе, в качестве тренировки. В этом году он еще не выезжал на грузовике. Также в гонке за рулем спортивного «КАМАЗа» примет участие экипаж Сергея Успенского. Это самый титулованный автоспортсмен на всем постсоветском пространстве, многократный Чемпион России по классическому ралли, профессиональный гонщик, которому интересно проехать на нашем автомобиле, и мы с удовольствием предоставляем ему эту возможность».
— Что для вас гонка в Астраханской области, Чемпионат России, какие задачи поставлены?
— Гонка в Астрахани для меня – это, во-первых, конечно, продолжение моей автомобильной истории. Я сейчас с каждой гонкой стараюсь набираться опыта, учиться, потому что я в самом начале этого автомобильного пути.
Мы серьёзно переделали автомобиль, поставили вместо коробки механической, автоматическую, много было и других настроек с автомобилем произведено. Поэтому сейчас всю эту новую историю проверяем, тестируем.
Задача на гонку в первую очередь удачно финишировать без приключений, без поломок, ну и хотелось бы показать максимально высокий результат. С этим немножко сложно так как я выступаю в роли штурмана сама себе, поэтому ехать на результат смотря в дорожную книгу и на дорогу, достаточно сложно. Конечно, когда есть профессиональный штурман, который тебе подсказывает куда ехать, это гораздо быстрее получается. Ну ничего, постараюсь это всё совместить в одну кучу, посмотрим, что будет на первом длинном дне.
— Почему вы выбрали ралли-рейды и как давно?
— Я уже много лет участвую в классическом ралли, у меня там есть определенные успехи. Полноценное участие в ралли-рейдах началось для меня в прошлом году. Эта дисциплина для меня тоже очень интересна, поскольку здесь не только скорость имеет значение, но и правильное распределение сил, взаимодействие со штурманом, четкое понимание навигации. В этом году на этой гонке я участвую с новым штурманом для меня, это Евгений Павлов. В 2018 году я выступал с Олегом Нежновым и Дмитрием Чумаком. По ряду причин решили сделать такую замену, думаю получится, будет хорошее взаимодействие.
С точки зрения подготовки техники, на сто процентов занимается команда, я могу лишь высказывать свои пожелания. Я благодарен тому, что команда прислушивается к моим пожеланиям и автомобиль постепенно от гонки к гонке совершенствуется и становится более удобен для гоночного режима. Я это вижу, скорость и наши результаты это доказывают.
В качестве подготовки себя я продолжаю заниматься классическим ралли. Я езжу как штурман в классическом ралли, на тестах в пилотское кресло сажусь для того, чтобы поддерживать свой накат. Помимо этого, физическая подготовка, регулярно хожу в бассейн и вообще стараюсь поддерживать хорошую физическую форму, это особенно важно для продолжительных марафонских гонок.
В 2019 году планируем ехать весь Чемпионат России, во всех гонках, запланированных в календаре.
Команда «УАЗ» с 2012 года не ездила в пески, у нас была основная задача автокросс, с этого года мы ездим в ралли-рейдах и будем участвовать во всех этапах Чемпионата России и Кубка России.
Задачи на пролог перед командой «УАЗ» стояли простые, ребята должны были финишировать, испытать себя на этой трассе. Команда с задачей справилась зашла в первую десятку. Основная гонка завтра, будем смотреть, что будет происходить.
Машины УАЗ стандартные, подготовленные под Т2, обновили амортизаторы, баки, каркасы для этой длинной гонки. Это те же самые машины, что и сходят с конвейера!
— У вас зачёт Т3 — дисциплина уже не новая для вас, есть ли ожидания и «ставки» на гонку?
— Страшно подумать, но оглядываясь назад, я понимаю, что в автоспорте я почти всю свою сознательную жизнь. Ещё в институте я принимала участие в Чемпионате и Кубке России по ралли-рейдам в качестве штурмана в национальном классе на ВАЗ 21213. И вот уже, наверное, около 6 лет я с головой увлечена классом Т3. Сложно делать ставки на гонку в Астрахани, где собирается очень солидный кворум. Думаю, должен победить тот экипаж, кто сможет показать все лучшее на что способен и, кто сможет поймать «удачу».
Люблю летние этапы, особенно где много песка или грязи, отголоски трофи-рейдов. Я, как и моя команда, принимаем участие в этой гонке уже не первый раз. Все очень нравится, каждый год организаторы готовят интересные трассы. Жаль только, что барханы мельчают год от года, с природой не поспоришь.
На мой взгляд, самое главное в нашем спорте, да и вообще в жизни, понимать — зачем ты это все делаешь? Я получаю удовольствие от процесса, это главное, а если получается завоевать трофей, то это вдвойне приятно. Все машины были полностью разобраны и заново собраны, полностью обслужены. А все секреты в наших горячих сердцах!
Хотелось бы полностью проехать весь Чемпионат в этом году, но, поскольку я выступаю ещё в роли директора команды Team Maria Oparina, то задачи теперь более глобальные, поэтому придётся чем-то жертвовать. Чемпионом России в своём классе я стала в 2018 году, надо и другим.
Безумно интересно проехать ряд зарубежных гонок: марафон в Казахстане, ряд европейских этапов. Так же в планах несколько этапов гонки Can Am X Race и, конечно же, наконец то, приехать на Moto Rally Cup, говорят там очень интересно.
В Чемпионате впервые принимает участие команда IFS RACING, на автомобилях Foton Tunland, зачёт Т2, два экипажа стартовый номер 223 пилот — Русанов Александр (Москва), штурман ( второй пилот) – Мальцев Алексей ( Владимир), стартовый номер 225 пилот — Зайцев Александр (Ленинградская обл), штурман ( второй пилот) — Петухов Вячеслав
(Владимир).
— Как давно вы выбрали дисциплину «ралли рейды»? Есть ли у вас предпочтения, в трассах?
— В рейдах я с 2010 года. За карьеру штурмана стартовать приходилось с довольно большим количеством пилотов. С Александром сложился очень хороший экипаж, очень благодарен ему за сезон 2018, в этом году мы продолжим ехать в одном экипаже.
Очень нравятся степи, особенно Калмыкия если речь о территории нашей страны. Степь в Астраханской области изобилует кочкарником, в целом это изюминка именно этой гонки, она же требует хорошей физической подготовки экипажа, и техники.
Впервые я как раз и стартовал на этой гонке, помню прекрасно как копали на прологе потеряв минут 20, разумеется превысив норматив времени на прохождение дистанции.
Для любой гонки важна подготовка автомобиля, для именно гонки в Астрахани мы принципиально ничего не меняем, машина должна выдерживать, и иметь некий запас прочности, это касается любой трассы.
В текущем сезоне планируется выезд так же на этапы Кубка России и участие в гонке Шёлковый Путь.
— Что главное в ралли-рейдах на Ваш взгляд: победа или участие?
— Ралли рейды появились в моей жизни давно, но начинал механиком. Потом увлекся классическим ралли ездил как пилотом, так и штурманом. В этом году едем в Т2 с Александром Зайцевым. Первый выезд с ним, он тоже пришел в рейды из классического ралли.
Вспоминая свою первую гонку, в тайне от всех подготовил свой первый автомобиль, как мог на тот момент и выдвинулся. Было очень волнительно, сильные соперники, более высокий уровень подготовки техники. Но мне удалось вырвать победу!
Очень трудно точно выбрать по значимости победу или участие в ралли рейдах, важна золотая середина и понимание задач на этап или сезон, важно сохранить экипаж и технику, если чего-то не хватает в навыках или доработках, то исправлять и постепенно приходить к успеху.
Так же в Чемпионате России принимает участие экипаж под стартовым номером 222, на Nissan Pathfinder в зачёте Т2, пилот Пономаренко Александр(Москва), штурман Ковалёва Екатерина (Ярославль).
— Почему «ралли — рейды»?
— Уже 12 лет прошло, как в пользу ралли-рейдов был сделан осознанный выбор. Изначально нас сильно увлекали трофи-рейды, проводимые по легендам, но знакомство с Дмитрием Кожуховым и Алиной Сергеевой сместило наш путь в сторону ралли-рейдов, за что им очень благодарен.
2ых-водителей было несколько. Дмитрий Рожнов, Дмитрий Кожухов, Павел Милосердов, Александр Кузнецов. Первые трое внесли ощутимый вклад в моё становление, как пилота, поддерживали морально, закладывали основы. Сейчас до сих пор по некоторым вопросам советуюсь с ними.
Ралли-рейды ценны тем, что здесь преобладают разные виды покрытий, от снежных до песчаных, нам нравится, как раз их разнообразие.
У нас совершенно новый для нас автомобиль, который в данный момент только в стадии сборки, есть в нем слабые места, работа над которыми ведется. Что касательно специальных доработок, то пока это отходит на второй план, по сравнению с задачей просто финишировать.
Планирую проехать весь Чемпионат России 2019 года. Другие члены нашей команды продолжат выступать в Кубке России и Кубке ДОСААФ по ралли-рейдам.