По данным Ассоциации европейского бизнеса, в октябре 2018-го отечественный рынок поглотил 160 425 новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей, что на 8,2% больше, чем было в октябре 2017-го. До конца года проблем со сбытом не будет, но затем, судя по всему, нужно готовиться к стагнации.
Октябрь подтвердил наметившийся летом тренд к замедлению российского рынка: если по совокупным итогам первых десяти месяцев 2018-го (реализовано 1 297 432 автомобиля) рост составил 14,9% по сравнению с АППГ, то в октябре продажи увеличились всего на 8,2%. Накопленной инерции хватит до конца года и, возможно, даже на первый квартал следующего, когда дилеры будут со скидками распродавать прошлогодние автомобили. Что будет потом, никто не знает: то ли НДС повысят, то ли цены на бензин скакнут до небес, то ли ещё что во внешней или внутренней политике, но ожидания в любом случае неприятные. Даже в обычно благожелательных комментариях Йорга Шрайбера, Председателя Комитета автопроизводителей АЕБ, на сей раз появилось тревожное замечание: «Среди участников рынка растет опасение в отношении устойчивости спроса в рознице, начиная с января 2019 года». Впрочем, и без новых сюрпризов и вбросов со стороны властей ясно, что в текущих социальных, экономических и политических реалиях рынок близок к насыщению.
В конце материала мы приводим рейтинг самых популярных автомобильных марок в РФ по итогам продаж в октябре и за первые десять месяцев этого года. В обеих колонках с большим отрывом от конкурентов лидирует отечественная Lada, и даже в рейтинге моделей традиционные корейские соперники, кажется, тоже потеряли хватку, так что теперь Лада – наше всё: 32 005 проданных автомобилей в октябре (+12% по сравнению с октябрём 2017-го). Kia, впрочем, несмотря на падение спроса на свою ключевую модель – Rio – пока демонстрирует рост выше среднерыночного: реализовано 21 002 автомобиля (+21%) – россияне охотно скупают обновлённые седан Optima и кроссовер Sportage. На третьем месте марка Hyundai, уже несколько месяцев находящаяся на грани стагнации: продано 15 820 машин (+1%).
Четвёртую строчку рейтинга занимает французская марка Renault: продажи упали на 7% до 7614 автомобилей, несмотря на недавний дебют кросс-версии Stepway седана Logan и обновлённого хэтчбека Sandero Stepway. Быть может, после выхода на рынок купеобразного кроссовера Arkana дела у французов пойдут на лад?
В минусе и занимающий десятое место по итогам октября Ford (продано 4398 автомобилей, -7%): американскому бренду остро не хватает новинок. В то время как Европа уже вовсю ездит на новом Фокусе и забыла как страшный сон коробки PowerShift с двумя сцеплениями (вместо них теперь ставится 8-ступенчатый гидромеханический автомат), всеволожский завод продолжает гнать Focus третьего поколения, а цены на весь модельный ряд в сентябре выросли, так что результат ожидаем.
УАЗ наконец-то в плюсе (12 место в рейтинге марок): в октябре продажи увеличились на 1% и составили 4059 автомобилей – спасибо обновлённым Патриоту и Пикапу!
В неудачниках октября числятся Chevrolet (продано 2824 машин, -8%), Lexus (1742 шт., -15%), Lifan (1450 шт., -20%) и Citroen (251 шт, -36%). В явных счастливчиках – Skoda (7614 шт., +33%), Mitsubishi (4238 шт., +40%), Volvo (728 шт., +60%), Suzuki (621 шт., +44%), Geely (384 шт., +115%) и Zotye (366 шт., +259%). Последнюю китайскую марку хочется отменить особо, так как невероятного роста она добилась всего с одной моделью. Как это оказалось возможным, читайте в нашем недавнем интервью с заместителем генерального директора «Зоти Мотор Рус» Александром Гнездюком.
Топ-25 самых популярных автомобильных марок в России за периоды октябрь 2018/2017 гг. и январь-октябрь 2018/2017 гг. | |||||||
№ | Марка | Октябрь | Январь-октябрь | ||||
2018 | 2017 | Разница | 2018 | 2017 | Разница | ||
1 | Lada | 32 005 | 28 638 | 12% | 291 134 | 249 845 | 17% |
2 | Kia | 21 002 | 17 407 | 21% | 188 492 | 152 630 | 23% |
3 | Hyundai | 15 820 | 15 712 | 1% | 147 312 | 127 597 | 15% |
4 | Renault | 12 154 | 13 036 | -7% | 115 448 | 108 754 | 6% |
5 | VW | 9 928 | 8 014 | 24% | 84 698 | 70 108 | 21% |
6 | Toyota | 8 424 | 7 366 | 14% | 86 240 | 74 750 | 15% |
7 | Skoda | 7 614 | 5 720 | 33% | 65 087 | 50 566 | 29% |
8 | Nissan | 7 094 | 6 369 | 11% | 65 040 | 59 829 | 9% |
9 | ГАЗ | 5 457 | 6 145 | -11% | 47 161 | 46 076 | 2% |
10 | Ford | 4 398 | 4 837 | -9% | 42 610 | 39 733 | 7% |
11 | Mitsubishi | 4 238 | 3 020 | 40% | 35 441 | 17 406 | 104% |
12 | УАЗ | 4 059 | 4 029 | 1% | 31 088 | 32 721 | -5% |
13 | Mercedes-Benz | 3 300 | 3 214 | 3% | 31 290 | 30 440 | 3% |
14 | BMW | 3 105 | 2 568 | 21% | 29 262 | 24 449 | 20% |
15 | Chevrolet | 2 812 | 3 053 | -8% | 23 973 | 25 833 | -7% |
16 | Mazda | 2 563 | 2 417 | 6% | 24 987 | 20 287 | 23% |
17 | Datsun | 2 134 | 1 792 | 19% | 15 836 | 19 358 | -18% |
18 | Lexus | 1 742 | 2 060 | -15% | 19 730 | 18 986 | 4% |
19 | Audi | 1 478 | 1 452 | 2% | 12 925 | 14 026 | -8% |
20 | Lifan | 1 450 | 1 820 | -20% | 12 677 | 13 094 | -3% |
21 | Land Rover | 877 | 772 | 14% | 7 757 | 7 365 | 5% |
22 | Volvo | 728 | 456 | 60% | 5 946 | 5 379 | 11% |
23 | VW ком. авт. | 690 | 555 | 24% | 6 065 | 5 495 | 10% |
24 | Subaru | 678 | 592 | 15% | 6 232 | 4 619 | 35% |
25 | Mercedes-Benz ком. авт. | 636 | 629 | 1% | 5 311 | 5 024 | 6% |