В последний месяц весны в нашей стране, по данным Ассоциации европейского бизнеса, было продано 137 624 новых легковых и лёгких коммерческих автомобиля. Это на 6,7% меньше, чем в мае 2018-го, и причина, конечно же, не только в затянувшихся каникулах.
В мае этого года россияне получили аж девять праздничных дней, и многие из них предпочитали проводить свободное время в отпусках и на дачах, а не в автосалонах. Впрочем, майские каникулы в том или ином виде у нас были всегда, а вот экономическая ситуация в последние годы заметно ухудшилась. Покупка нового автомобиля становится для граждан РФ всё более обременительной, и даже господдержка розничного спроса в виде программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» даёт лишь паллиативный эффект, то есть оттягивают неизбежное – дальнейшее схлопывание рынка. Дилеры продают меньше машин, а покупатели выбирают модели подешевле и упираются в так называемое потребительское дно. Дошло уже то того, что Lada Granta Cross теперь ориентируется на менеджеров среднего звена – тех самых, что до кризиса и санкций могли позволить себе «трёшку» BMW калининградской сборки или хотя бы новую Шкоду Октавию. Теперь вот будут ездить на Ладе…
Впрочем, даже Ладе не удалось в мае показать сколь-нибудь заметный рост, хотя две лидирующие модели – Granta и Vesta – пока в плюсе. С рейтингом самых продаваемых моделей в мае можно ознакомиться в нашем отдельном материале, а здесь сосредоточимся на марках. Так вот Lada продала 28 739 машин, а у восьми других брендов из первой десятки (см. таблицу в конце заметки) зафиксировано отчётливое падение спроса. Больше всех просела марка Nissan: продажи рухнули сразу на 31% до 4076 единиц. А вот Skoda, напротив, чувствует себя хорошо: за счёт взрывного роста спроса на локализованный кроссовер Kodiaq продажи чешской марки выросли на 17% до 6982 единиц.
Американская марка Ford, покидающая легковой сегмент российского рынка, в мае с помощью ударной распродажи реализовала 3400 автомобилей, что всего на 8% меньше, чем в мае прошлого года. Но уже к осени Ford, скорее всего, вылетит и первой десятки и останется заметным игроком лишь на вторичном рынке.
Продажи Mitsubishi упали на 17% до 2 959 единиц: уже не спасают ни грамотный маркетинг, ни скидки, ничего. Наиболее ходовая модель – Outlander – откровенно устарела, замены ей в ближайшее время не предвидится, переезд на ниссановские платформы сильно затянулся.
Спрос на внедорожники УАЗ в мае упал сразу на 32% до 2471 шт.: цены растут с заметным опережением качества, «русский Прадо» появится только в следующем году и будет стоить от 1,5 млн рублей, а старенький Хантер уже превратился в дорогой фан-мобиль для фанатов марки. Фанатов у неё, конечно, много, вот только свободный миллион на классический «уазик» есть лишь у единиц.
Geely пока опережает Haval в китайском сегменте: продано 736 (+242%) и 712 (+149%) автомобилей соответственно, но уже по итогам июня Haval может вырваться вперёд, поскольку на этой неделе наконец-то был официально запущен завод Тульской области, а к дилерам поступили собираемые на нём кроссоверы Haval F7.
Далее по списку отметим резкое падение спроса (-44%) на автомобили премиальной марки Infiniti: продано всего 180 автомобилей. Для сравнения скажем, что Lexus реализовал в мае 1764 машин (-14%). Infiniti вообще сейчас переживает глобальный кризис и недавно покинула европейский рынок, так как не смогла добиться на нём сколь-нибудь заметных успехов. Не удивимся, если ниссановские стратеги в скором времени объявят об аналогичном решении и в отношении российского рынка, ведь Infiniti собирается переключиться на электромобили, которые у нас, по большому счёту, никому не нужны.
Топ-25 самых популярных автомобильных марок в России за периоды май 2019/2018 гг. и январь-май 2019/2018 гг. | |||||||
№ | Марка | Продажи в мае, шт. | Продажи за период январь-май, шт. | ||||
2019 | 2018 | Разница | 2019 | 2018 | Разница | ||
1 | Lada | 28 739 | 28 654 | 0% | 143 418 | 138 480 | +4% |
2 | Kia | 19 461 | 19 561 | -1% | 92 262 | 91 353 | +1% |
3 | Hyundai | 14 891 | 15 859 | -6% | 71 695 | 70 613 | +2% |
4 | Renault | 10 595 | 12 128 | -13% | 52 487 | 57 277 | -8% |
5 | VW | 8 704 | 9 025 | -4% | 40 330 | 39 224 | +3% |
6 | Toyota | 7 880 | 8 616 | -9% | 37 954 | 37 977 | 0% |
7 | Skoda | 6 982 | 5 973 | +17% | 32 774 | 29 195 | +12% |
8 | ГАЗ | 4 309 | 4 675 | -8% | 21 164 | 21 740 | -3% |
9 | Nissan | 4 076 | 5 941 | -31% | 25 889 | 29 645 | -13% |
10 | Ford | 3 400 | 3 701 | -8% | 14 881 | 21 360 | -30% |
11 | BMW | 3 150 | 2 917 | +8% | 16 235 | 13 854 | +17% |
12 | Mercedes-Benz | 3 102 | 3 234 | -4% | 15 494 | 15 189 | +2% |
13 | Mitsubishi | 2 959 | 3 561 | -17% | 16 715 | 16 824 | -1% |
14 | УАЗ | 2471 | 3630 | -32% | 13650 | 14413 | -5% |
15 | Mazda | 2 325 | 2 536 | -8% | 11 155 | 11 638 | -4% |
16 | Datsun | 1 877 | 1 034 | 82% | 8 777 | 7 399 | +19% |
17 | Lexus | 1 764 | 2 080 | -15% | 7 606 | 9 483 | -20% |
18 | Chevrolet | 1 541 | 2 373 | -35% | 9 342 | 12 211 | -23% |
19 | Audi | 1 217 | 1 318 | -8% | 5 988 | 6 131 | -2% |
20 | Geely | 736 | 215 | +242% | 3 088 | 812 | +280% |
21 | Haval | 712 | 286 | +149% | 2 767 | 989 | +180% |
22 | Volvo | 661 | 711 | -7% | 2 920 | 2 244 | +30% |
23 | VW ком.авт. | 599 | 720 | -17% | 2 845 | 2 840 | 0% |
24 | Land Rover | 568 | 728 | -22% | 3 213 | 3 618 | -11% |
25 | Subaru | 546 | 698 | -22% | 2 683 | 2 980 | -10% |