По замыслу авторов эксперимента, такие исследования помогут «сделать машины более моральными». Правда, пока ещё ни один беспилотник не знает пол, возраст и специальность пассажиров и пешеходов поблизости. При мысли о сборе таких данных становится немного жутко.
Медиалаборатория Массачусетского технологического института (MIT Media Lab) подвела итоги двухлетнего исследования Moral Machine (Моральная машина). Оно пыталось ответить на вопрос: каковы должны быть «нравственные» решения автономных машин в ситуациях, когда нужно сделать выбор: врезаться в препятствие, убивая всех на борту, либо сбить пешехода (сразу нескольких) насмерть. Сотни сценариев, отличающихся числом и типажом как обитателей салона, так и пешеходов проигрывались перед миллионами людей в 233 странах. Было получено 40 миллионов ответов, и сделаны интересные выводы.
В ходе своего рода игры людям приходилось «взвешивать» ценность жизни тех или иных персонажей в разной пропорции. Ситуации обыгрывались самые безумные. Кому оставить жизнь, «двум докторам, кошке и мальчику» или «старушке, беременной и трём собакам»; «пяти докторам-мужчинам» или «одному мальчику»; «ребёнку в коляске» или пяти взрослым» и так далее. Как можно оценивать ценность жизни по полу, возрасту или профессии? Вопрос весьма неудобный. Но если мы хотим в некоем будущем передать управление транспортом компьютерам, нам придётся на него ответить или хотя бы над ним подумать.
Итак, выяснилось, что в среднем по планете девочка ценнее мальчика, но доктор-мужчина ценнее, чем доктор-женщина, бездомный ценнее старика или старушки, а собака ценнее преступника. Нашлись отличия по регионам. В Латинской Америке испытуемые ценили молодых выше, чем пожилых, в Азии — наоборот, чаще сберегали людей старшего возраста.
Также в среднем опрошенные по всему миру предпочитали сохранять жизнь пешеходам, чем обитателям автомобиля, и чаще — переходящим дорогу на зелёный, чем пешеходам-нарушителям, перебегающим её на красный. Да и сигнал пешеходного перехода в опыте также менялся произвольным образом. Однако в бедных странах такого отличия не проявлялось: там водители к пешеходам-нарушителям ПДД более терпимы, чем в богатых. Подробные результаты исследования изложены в статье в журнале Nature.