Единая методика определения расходов на восстановительный ремонт машин в рамках «автогражданки» может измениться.
Согласно ныне действующим правилам, в методике определения расходов нет порядка определения утери товарной стоимости (УТС). Однако владельцу автомобиля, который побывал в аварии и имеет крашеные элементы кузова, при перепродаже приходится делать солидную скидку. Нередко эта сумма доходит до сотен тысяч рублей (в зависимости от цены модели и её востребованности на вторичном авторынке).
Страховые компании сейчас не обязаны выплачивать УТС. Хотя вопрос об этом поднимался ещё в 2015 году: тогда пленум Верховного суда предписал возмещать этот ущерб по полисам ОСАГО. За это выступает и Центробанк. Регулятор предлагает включить коэффициенты компенсации за УТС в единую методику определения расходов на восстановительный ремонт машин в рамках «автогражданки».
По данным «Известий», в случае, если этот проект поправок одобрят, компенсация за УТС по ОСАГО будет начислена при: устранении перекоса кузова или рамы; замене несъёмных элементов кузова; ремонте съёмных или несъёмных элементов кузова, в том числе пластиковых частей капота, крыльев, дверей, крышки багажника; полной или частичной окраске наружных лицевых поверхностей кузова, бамперов; а также при разборке салона, вызвавшей нарушение качества заводской сборки.
В законопроекте предусмотрены и определённые ограничения. Так, к примеру, компенсацию при утере товарной стоимости страховщики не будут выплачивать владельцам автомобилей старше 5 лет и машин, используемых в такси больше 2,5 лет. Под запретом окажутся также автобусы и грузовые автомобили старше 3 лет и автобусы перевозчиков в возрасте от года. Помимо этого ограничение распространяется на повреждённые в других ДТП детали или элементы с ржавчиной; на сколы, трещины лакокрасочного покрытия, простые деформации, не требующие окраски (в случае, если их площадь не превышает 25 кв.см.).
Уже известно, что по поводу этого законопроекта думают в Российском союзе автостраховщиков (РСА). По их словам, возмещение УТС будет возможным только при выплате по ОСАГО деньгами. В случае ремонта автомобиля в СТО (в рамках договора) с помощью новых запчастей, никто возмещать УТС не станет.
Также страховщики обещают, что тарифы могут вырасти. То есть в России снова подорожают полисы ОСАГО. Дело в том, что вырастет число требований потерпевших о возмещении УТС, увеличатся суммы выплат по договорам «автогражданки». Чтобы компенсировать это, компании начнут снова менять базовые ставки. Напомним, с 9 января 2019-го у них есть возможность установить начальное значение 4 942 руб. (до этого максимум составлял 4 118 руб.).
В проекте ЦБ есть ещё одно нововведение: регулятор предлагает использовать в разных регионах РФ отдельные справочники по ценам запчастей (так как цены в субъектах РФ часто заметно не совпадают). Обновлять эти документы предлагается раз в квартал, тогда как нынешние справочники актуализируют раз в полгода. Напомним, ранее из-за нынешних проблем со справочниками РСА, Верховный суд разрешил проводить выплаты не по ним, а с использованием среднерыночных цен на ремонт.