Японцы говорят о зрелом дизайнерском языке Kodo. Тут явно прослеживается влияние концептов RX-Vision, Vision Coupe и, разумеется, Kai, предвещавшего конвейерный хэтч.
В Лос-Анджелесе отпраздновали премьеру хэтчбек и седан Mazda 3 четвёртого поколения. С момента выхода на рынок первой генерации модель Mazda 3 обрела более шести миллионов покупателей — поэтому разработчики постарались сохранить те главные качества, за которые японскую «трёшку» и ценили: яркий облик и то самое «единения коня и всадника» (Jinba Ittai), культивируемое Маздой и в данной модели, и в других своих разработках. Но шасси, кузов, салон и силовые агрегаты подверглись серьёзной ревизии.
Силовая структура кузова получила протянутые в разных направлениях закольцованные наборы усилителей, которые увеличили его жёсткость. Плюс новые элементы, лучше гасящие энергию удара. Доля высокопрочных сталей с пределом прочности в 980 МПа или выше возросла с трёх процентов до 30%. Впервые на Маздах штатным оборудованием стала коленная подушка безопасности водителя. Боковые эйрбэги получили по две камеры с разным давлением (передняя — с низким, задняя — с более высоким), что способствует более мягкому, но в то же время надёжному удержанию человека. О пешеходах авторы модели тоже подумали: новый бампер лучше предыдущего бережёт их колени при наезде, а капот с гасящими удар структурами — голову.
Новая «трёшка» получила целую россыпь моторов: бензиновые агрегаты Skyactiv-G 1.5 и 2.0, известные дизели из серии Skyactiv-D, а вдобавок новейший бензиновый агрегат Skyactiv-X с циклом SPCCI (Spark Plug Controlled Compression Ignition, зажигание от сжатия с контролем за счёт свечей).
Цикл SPCCI является подвидом цикла HCCI, который при известном упрощении можно представить как реализацию принципа дизеля на бензине. Немало компаний ставило опыты с таким циклом, но Mazda 3 стала первой серийной моделью, где он оказался воплощён. Мотор Skyactiv-X (полные характеристики всех двигателей, к слову, ещё не раскрыты), по уверению разработчиков, выделяется живым и линейным откликом на нажатие педали газа, и, конечно же, экономичностью (это первое, ради чего инженеры возились с циклом SPCCI). Двигатель Skyactiv-X дополнен умеренной гибридной системой M Hybrid, которая в виде опции может стоять и на агрегатах Skyactiv-G. Последние являют собой самую свежую вариацию в семействе, с модернизированными впускными каналами, поршнями, системами впрыска и охлаждения.
В зависимости от модификации на Мазде 3 можно увидеть новый полный привод i-Activ AWD (легко догадаться, что в таком случае торсионная балка сзади заменена на многорычажку, но в релизе этот момент обойдён вниманием). Он обладает на 60% меньшими механическими потерями, чем предшествующий набор узлов. Ещё он получил новую систему контроля вертикальной загрузки колёс, позволяющую точнее перераспределять тягу между осями. И эта новая система действует в согласии с комплексом улучшения управляемости G-Vectoring Control Plus. Он контролирует загрузку управляемых колёс на входе в поворот (для более точной реакции на действия водителя), а ещё генерирует вертикальный стабилизирующий момент на выходе из дуги при распрямлении траектории.
Набор систем безопасности i-Activsense впервые на Маздах получил в свой состав систему мониторинга внимания водителя, работающую за счёт инфракрасной камеры с инфракрасной диодной подсветкой. Она определяет направление взгляда, отдельные движения глаз, частоту морганий, наклон головы и другие параметры, чтобы вовремя предупредить водителя звуком, если он отвлёкся или начал засыпать.
Кроме того, Mazda 3 первой примерила новый комплекс технологий и приёмов, объединённых общим названием Skyactiv-Vehicle Architecture. Идея их в том, чтобы человек в машине чувствовал себя более естественно (словно он сам идёт по дороге). Средства разные. Это и оптимизация шасси для более линейной и чёткой реакции на действия человека, и новая структура кресел, обеспечивающая более эргономичное и естественное положение позвоночника, и меры по снижению шумов и вибраций.
К этому можно добавить ещё массу мелочей. На центральном тоннеле появилась отделка с чёрным нижним слоем, гравированным лазером, укрытым прозрачным верхним. Так создалось ощущение глубины. Рукоятка трансмиссии (как «механики», так и «автомата») по сравнению с прошлой моделью передвинута чуть вперёд и выше — так якобы удобнее ими пользоваться. Рулевая колонка расширила диапазон продольной регулировки с 50 до 70 мм, приборка перепроектирована ради лучшей читаемости, а центральный экран вырос до 8,8 дюйма. Помимо того, оптимизация толщины и угла наклона стоек улучшила переднюю обзорность. В общем, давний лозунг Jinba Ittai был раскрыт во всей полноте: ведь это не просто хорошая управляемость. Что касается выхода модели на рынок в России, то сроков представительство пока не озвучило.
Mazda3 первого поколения — не просто модель гольф-класса компании из Хиросимы. Появившаяся в 2003 году машина стала кормилицей фирмы — до 2008 года было выпущено больше двух миллионов седанов и хэтчбеков. Лучше всего дела шли в Штатах, где реализовали свыше 500 тысяч машин, слегка отставала Европа — 460 тысяч. В России Mazda3 тоже не страдала дефицитом внимания — в 2007 и 2008 годах «японку» выбирали по 30 тысяч россиян. Что же в этом автомобиле такого? Во-первых, дизайн. В своё время модель, нарисованная японской командой, смотрелась свежо, модно и запоминалась деталями вроде оптики и динамичной L-образной подоконной линии. А ещё японские инженеры, взяв за основу глобальную фордовскую платформу C1 (стойки McPherson спереди и многорычажка сзади), смогли наделить «трёшку» отточенной управляемостью и ярким характером. Померк даже соплатформенный Ford Focus, который по части дорожных повадок мог утереть нос многим.
Небольшая снаряжённая масса (1260–1310 кг) позволила использовать на автомобиле не рекордные по мощности моторы. Это были бензиновые «четвёрки» 1.4, 1.5 (только для Японии), 1.6 и 2.0 мощностью от 84 до 150 сил, а также турбодизели 1.6 и 2.0, выдающие 109 и 143–185 л.с. соответственно. Но в Стране восходящего солнца и Северной Америке предлагались версии с двигателем 2.3, с которого снимали 162–171 «лошадь». В списке коробок передач значились «механики» с пятью или шестью ступенями, а также «автоматы» о четырёх или пяти диапазонах. Роль топ-версии досталась Мазде 3 MPS (она же Mazdaspeed3) — «заряженной» пятидверке с 260-сильным турбомотором 2.3 DISI (380 Н•м), укомплектованным непосредственным впрыском. Такие машины оснащались только шестиступенчатой «механикой», разгон до сотни занимал у них 6,1 с, а максимальная скорость достигала 250 км/ч. Весной 2006 года Mazda3 подверглась рестайлингу, в ходе которого получила лёгкие косметические изменения и перенастроенную подвеску.
Модель второй генерации показали в октябре 2008 года. Внешние изменения были колоссальными! Вместо европейской благородной лаконичности появились буйство линий, смелость изгибов и толстый налёт азиатского стиля. Безусловно, с таким дизайном, за который отвечали японская, американская и европейская студии во главе с Кунихико Курису, в автомобильном потоке не затеряешься. Правда, одутловатый кузов хорошо смотрелся только с большими дисками. Ведь при той же колёсной базе (2640 мм) и ширине (1755) длина хэтчбека увеличилась с 4420 до 4460 мм, а высота — с 1465 до 1470 мм. Японцы серьёзно переделали и интерьер — значительно улучшились материалы отделки, но испарился спортивный дух предшественницы. По технике обновления менее масштабны. Фордовская платформа C1, как и раньше, была основой Мазды 3, хотя инженеры сделали жёстче подрамники, сменили точки крепления стабилизаторов поперечной устойчивости и перенастроили упругие элементы.
В прежней конструкции кузова применили больше высокопрочных сталей и поперечных усилителей на полу и потолке в районе средних стоек, а также в два раза увеличилось число точек сварки в дверных проёмах. Жёсткость кузова на кручение возросла на 7%, а масса его уменьшилась на 11 кг. Бензиновых двигателей 1.5 (как и прежде, предлагался только в Японии), 1.6 и 2.0 модернизация не коснулась, дизель 1.6 прибавил в отдаче, но из линейки выпали агрегаты 1.4, 2.3 и дизель 2.0. На их места пришли моторы 2.0 Skyactive-G (157 л.с.) и 2.5 (167–169), а также турбодизель 2.2 (150–185). В гамму к знакомым коробкам передач добавили шестидиапазонный «автомат», а некоторые версии с «механиками» комплектовались системой start/stop. Продолжили выпуск и переднеприводного хот-хэтча Mazda3 MPS с тем же 260-сильным двигателем и механической блокировкой дифференциала. Модель дождалась сменщика в 2013 году, а всего было сделано без малого полтора миллиона машин второго поколения.
Третье поколение стартовало в 2013 году. С платформы BL (частично заимствовавшей элементы «тележки» Ford C1) модель перебралась на маздовскую платформу Skyactiv с Макферсоном и многорычажкой. Впрочем, Skyactiv — это целая архитектура, предполагавшая и внедрение новых «скайактивных» моторов, электроники и так далее.
В 2016 году семейство пережило рестайлинг. Одним из важных новшеств стало внедрение системы G-Vectoring Control, которая улучшает управляемость за счёт небольших кратковременных корректировок в крутящем моменте мотора (они косвенно влияют на силы в пятне контакта управляемых колёс). Ещё тут появились адаптивные светодиодные фары, улучшенные дизели с пониженным уровнем шума (Natural Sound Frequency Control и Natural Sound Smoother), в компанию к дизелю 2.2 добавлен полуторалитровый, а 2.2 стало возможным сочетать с полным приводом. Также система автоторможения вместо ИК-сенсора стала ориентироваться по камере и научилась определять пешеходов.