В эпицентре скандала оказался семейный автомобиль — семиместный компактвэн Vauxhall Zafira второго поколения (2005–2014), известный в Европе как Zafira B. Россияне помнят эту модель под брендом Opel и в «заряженной» версии OPC.
Агентство DVSA (Driver and Vehicle Standards Agency), входящее в состав министерства транспорта Великобритании, инициировало уголовное расследование в отношении компании Vauxhall, которая обвиняется в «безрассудном игнорировании требований безопасности». Начался сбор доказательств, и Vauxhall активно сотрудничает с властями. Обвинение заявляет, что марка вяло отреагировала на жалобы клиентов, не разобралась в причинах, поздно объявила отзыв продукции и не проконтролировала качество работ.
В результате произошло больше 160 инцидентов с воспламенением компактвэнов Zafira, некоторые из них выгорели дотла, и Vauxhall в сумме должен будет отозвать свыше 280 тысяч Зафир. Похоже, разбирательство будет иметь серьёзные последствия для британского автопрома в целом, поскольку в пересмотре нуждаются вся система отзывов автомобилей, отношения между регуляторами и производителями, заодно могут ужесточиться требования к дилерам и автовладельцам, передаёт издание Auto Express.
Причиной пожаров фирма Vauxhall называет недобросовестный ремонт, и агентство DVSA согласно с этим выводом. В резисторе, который является частью системы отопления и вентиляции, имеется плавкий предохранитель, призванный защищать от перегрева. Когда эта плавкая вставка выполняла свою функцию, то есть сгорала, автовладельцы, само собой, обращались на сервисные станции. Тамошние мастера «решали проблему» так, что предохранитель уже не срабатывал никогда.
Поначалу Vauxhall просто отмахивался от жалоб, называя возгорания единичными случаями и обвиняя во всём «независимые гаражи». Игнор довёл до того, что в 2015 году две обеспокоенные мамочки, чьи Зафиры неожиданно загорелись с детьми и домашними животными на борту, создали группу на Фейсбуке, быстро собравшую больше 3000 участников. Часть из них тоже были пострадавшими от сгоревших Зафир. Затем о проблеме рассказала телерадиокомпания BBC в программе Watchdog, и тогда Vauxhall резко проснулся.
Производитель наконец понял, что необходимо исключить саму возможность неправильного ремонта, и в 2015-м объявил отзывную акцию для «инспекции и доработки». Решено было заменить и предохранитель, и резистор, и мотор вентилятора, и решётки дефлекторов, чтобы не дать просочиться влаге. Второй этап отзыва пришёлся на 2016 год. Всего кампания охватила 234 938 Зафир, но около 55 000 из них по сей день не прошло процедуру, хотя Vauxhall направляет владельцам до семи писем.
Однако компания просчиталась, включив в отзывной список только машины с кондиционером, тогда как климат-контроль представляет не меньший риск. Поэтому с конца октября стартовал ещё один отзыв, затронувший 47 000 Зафир. Тем временем отозванные вэны всплывают на вторичке, причём у официальных продавцов. Они не только не чинят подержанные компактвэны, но и не предупреждают об угрозах их будущих владельцев. Об этом тоже рассказала BBC, подлив масла в огонь.
Все стороны, замешанные в конфликте, единодушны в том, что «необходимо извлечь уроки». Vauxhall рассыпается в извинениях, ведёт внутреннее расследование, призвал правительство создать национальную базу данных о пожарах в автомобилях и повторяет мантру: «Безопасность наших клиентов является приоритетом номер один». Регуляторы признают, что напрасно полагались на производителей в вопросах безопасности, и обещают закрутить гайки. Владельцам же грозят жёсткие меры за непредоставление машины по отзыву: они не смогут пройти техосмотр и заплатить транспортный налог, а значит, лишатся права ездить за рулём.