Если брать именно Superb 1.8, то лишь базовая версия Ambition за 1 847 000 близка к Camry Elegance Safety (1 839 000 рублей). Цены на Style, как на тесте, начинаются от 2 053 000 по прайс-листу. Хотя у дилеров можно найти за 1,9 млн с кожаным салоном.
В сравнении с редакционным Стингером полноприводный 280-сильный Superb показал себя практичным и быстрым, но бесхарактерным в управлении. В пару к Camry мы подобрали Шкоду попроще, с передним приводом и турбомотором 1.8 мощностью 180 л.с. Но она всё равно на 200 тысяч рублей с гаком дороже, хотя оснащена не лучше. Только ли благодаря цене Toyota продаётся в десять раз лучше?
В фарах у Camry светодиоды, но классический биксенон Суперба светит качественнее и ровнее освещает дорогу.
Тестовый Superb — с тканевым салоном. Сложно закрыть на это глаза в тесте автомобилей, относящихся почти к бизнес-классу. Но в наличии у дилеров есть такие Шкоды с кожей, и просят за них тысяч на 70 больше, чем за нашу Camry, поэтому попробуем абстрагироваться. В целом оба интерьера сравнимы по качеству. В Тойоте обращают на себя внимание люфт фиксатора на рычаге «автомата» и простоватый пластик внизу центральной консоли. В Шкоде сильно бликуют глянцевые клавиши климат-контроля.
Посадка в Camry выше, подоконная линия ниже, стойки тоньше, а лобовое стекло шире и выше. Меньше зона недочистки дворника. Приятный бонус — зазор между боковым зеркалом и стойкой.
На заднем диване Суперба значительно просторнее, в первую очередь в коленях. При росте 182 см, садясь «за собой», я могу спокойно закинуть ногу на ногу. Над головой свободно. На этом фоне Тойоту в пору назвать тесной, хотя объективно нигде не жмёт.
Эргономика везде неплоха. Легко подогнать кресло и рулевую колонку по рукам и по ногам. Кресло Тойоты не может похвастать развитой боковой поддержкой, а спинка слегка выталкивает. Но Шкода заставляет выйти размяться пораньше — из-за давления на спину в районе лопаток. В Camry смущает расположение кнопок регулировки громкости и переключения треков на разных спицах руля. В Супербе группировка логичнее.
Приборы Шкоды выглядят дорого, но радиальная оцифровка — на любителя. Панель в Camry смотрится проще, зато лучше читается.
У тойотовского «атмосферника» 2.5 и фольксвагеновского турбомотора 1.8 практически одинаковая паспортная мощность, но двигатель Шкоды развивает 250 Н•м уже с 1250 оборотов против 231 Н•м при 4100 об/мин у Camry. Заявленное время разгона до 100 км/ч отличается почти на две секунды, но наш Racelogic фиксирует куда меньший разрыв. Мы добились в лучшем случае 8,7 с для Шкоды и 9,2 для Тойоты в тех же условиях. Тем не менее в предельных режимах Superb воспринимается более динамичным.
Судя по Драйву2, для большинства покупателей Superb — первый чешский автомобиль. Но есть и лояльная публика: примерно пятая часть всех владельцев пересели на него с машины прежнего поколения, столько же — с других Шкод.
На этот раз турбомотор и семиступенчатый «робот» DSG на удивление удобны в обращении. Переключения логичны и своевременны, особенно в среднем диапазоне оборотов. А ведь мы жаловались на постоянное недопонимание силового агрегата на мощной двухлитровой версии… Кстати, на переднеприводном Супербе нет функции launch control — берегут капризную коробку. Сцепление срабатывает мягко, даже при старте «в пол» с отключённым трекшн-контролем машина не допускает пробуксовки колёс.
Оба автомобиля — на 17-дюймовых колёсах с шинами размерностью 215/50. На Тойоте стоят дорогие шины Continental PremiumContact5. У Шкоды обувь попроще — Falken Ziex.
Мотора Тойоте хватает. Но в среднем темпе её шестиступенчатый «автомат» пребывает в постоянном поиске нужной передачи, а напольный акселератор требует работы в больших углах. Проще всего найти общий язык с Camry либо при наиболее спокойном перемещении, либо при езде в отсечку. Увы, ни тот ни другой режим не назовёшь оптимальным в условиях обычного городского движения.
Эффективность тормозов нам показалась достаточной в обоих случаях, хотя чешские настройки привода отличаются от японских. В Шкоде по-спортивному ранний прихват, а интенсивностью торможения управляешь силой нажатия. Педаль в Camry имеет больший свободный ход, давить приходится раньше и сильнее. В целом оба алгоритма находятся в гармонии с остальными повадками автомобилей.
Багажник Camry и сам по себе невелик, а при разверстом чреве Суперба и вовсе теряется. Разница заметна даже при загрузке под шторку: 493 л против 580 — целый большой чемодан. Но под полом Шкоды — запаска на штампованном диске, а Toyota возит литое колесо.
Toyota меняет курс без лени, хотя и рано начинает крениться в повороте. В плюс можно записать логичное и ожидаемое развитие крена. Она крепко держится за дорогу, а по достижении предела начинает скользить передней осью. Не любит, правда, волны на дуге и грешит доворотом по крену, поэтому на неровном асфальте приходится иногда корректировать траекторию.
За время теста средний расход Суперба составил ровно 10 литров 95-го бензина. Camry потребляет АИ-92, но на этом не сэкономишь: при расходе в 12 л сотня километров пути обойдётся в 509 рублей, а владелец Шкоды заплатит лишь 464.
На фоне Camry Superb не кажется таким уж скучным, хотя в околонулевой зоне руля реакции плавнее. Зато по мере отклонения баранки на больший угол острота откликов растёт, и в среднем диапазоне малейшее движение влияет на траекторию. Skoda остаётся чувствительной, пока крен не достигает тойотовской глубины, и тогда магия заканчивается. Автомобили близки по балансу в предельном повороте, но более линейное поведение Camry нам ближе.
В Шкоде гул от дороги появляется уже на 60–80 км/ч, так что с точки зрения акустического комфорта в городе Camry предпочтительнее. Но на трассе тише в Супербе — в Тойоте уж очень донимает резкий аэродинамический шум.
Уже в базе Superb предлагает приятные мелочи — съёмную лампу в багажнике, которую можно использовать как автономный фонарик, зонт в нише двери и скребок для льда под лючком бензобака.
При движении по хорошей дороге с небольшими трещинами Camry и Superb похожи — оба любят собирать мелочовку. Но уже на средних неровностях, которые Тойоте хоть бы хны, Skoda сдаёт позиции. Возникает сильная тряска, ощущаются вибрации неподрессоренных масс, к тому же работа подвески дополнена типичным звуковым сопровождением. На крупных ямах, особенно с острыми краями, туши свет — доходит до пробоев… Camry же редко на что-то жалуется.
За второй квартал 2018 года реализовано 6764 Тойоты (продаётся с апреля) и всего 510 Супербов, включая 37 универсалов.
На круг Superb и Camry не показались нам такими уж непохожими. У них разные слабости: Toyota медленнее и в ней маловато места, в Шкоде чуть хуже посадка спереди и заметно не хватает ездового комфорта. Однако оценивай мы их по балльной системе, они набрали бы поровну. А раз так, то наценка за Superb не кажется нам очевидной, если только у клиента нет специфических требований к грузопассажирским возможностям.
Тип кузова | лифтбек | седан |
Число дверей/мест | 5/5 | 4/5 |
Длина, мм | 4861 | 4885 |
Ширина, мм | 1864 | 1840 |
Высота, мм | 1468 | 1455 |
Колёсная база, мм | 2841 | 2825 |
Колея передняя/задняя, мм | 1586/1574 | 1575/1565 |
Снаряжённая масса, кг | 1615 | 1555–1625 |
Полная масса, кг | 2215 | 2030 |
Объём багажника, л | 584–1719 | 493 |
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1798 | 2494 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 180/6200 | 181/6000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 250/1250–5000 | 231/4100 |
Коробка передач | роботизированная, семиступенчатая | автоматическая, шестиступенчатая |
Привод | передний | передний |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые |
Шины | 215/55 R17 | 215/55R17 |
Дорожный просвет, мм | 164 | 160 |
Максимальная скорость, км/ч | 232 | 210 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 8,1 | 9,9 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 7,5 | 11,5 |
— загородный цикл | 5,0 | 6,4 |
— смешанный цикл | 5,9 | 8,3 |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 66 | 60 |
Топливо | АИ-95–98 | АИ-92 |
Фронтальные подушки безопасности | + | + |
Боковые подушки безопасности | + | + |
Надувные «занавески» | + | + |
Крепление детского кресла Isofix | + | + |
Коленная подушка безопасности водителя | + | + |
АБС | + | + |
Система динамической стабилизации | + | + |
Система предупреждения столкновений | – | + |
Трекшн-контроль | + | + |
Автоматическая коробка передач | + | + |
Система start/stop | – | – |
Рулевой механизм с усилителем | + | + |
Активное рулевое управление | + | + |
Биксеноновые фары | + | – |
Светодиодные фары | – | + |
Противотуманные фары | + | + |
Контроль давления в шинах | – | + |
Датчик дождя | + | + |
Датчик света | + | + |
Датчики парковки передние | – | + |
Датчики парковки передние и задние | + | + |
Бортовой компьютер | + | + |
Круиз-контроль | + | – |
Активный круиз-контроль | – | + |
Двухзонный климат-контроль | + | + |
Система доступа в салон без ключа | – | + |
Мультифункциональное рулевое колесо | + | + |
Подогрев рулевого колеса | – | + |
Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету | + | + |
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом | – | + |
Электрохромное внутрисалонное зеркало | – | + |
Электрохромные наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом | + | – |
Регулировка передних сидений по высоте | + | – |
Регулировка сиденья водителя по высоте | – | + |
Электрорегулировка передних сидений | – | + |
Память положений кресла водителя | + | – |
Подогрев передних и задних сидений | + | + |
CD-магнитола с поддержкой MP3 | + | + |
DVD-чейнджер | – | + |
Интегрированная Bluetooth-система hands free | + | + |
Камера заднего вида | – | + |
Сервопривод крышки багажника | + | – |
Иммобилайзер | + | + |
Противоугонная сигнализация | – | + |
Отделка салона кожей | – | + |
Легкосплавные колёсные диски | + | + |
Шины Run Flat | – | – |
Цвет «металлик» | + | + |
Bluetooth, соединение с внешней антенной, беспроводная зарядка телефона | 15 500 | |
LED пакет | 8 300 | |
Акустическая система Canton | 29 500 | |
Датчик усталости водителя | 2300 | |
Исполнение для курящих | 0 | |
Корзина для мусора в двери | 1000 | |
Макияжные зеркала в солнцезащитных козырьках слева и справа | 500 | |
Механизм складывания спинки заднего сиденья из багажного отделения | 4700 | |
Многофункциональное 3-спицевое кожаное рулевое колесо c управлением радио и телефоном и подогревом | 6900 | |
Полка багажника с сеткой | 1100 | |
Набор сеток в багажнике | 2900 | |
Система выбора режима движения Driving Mode Selection | 7300 | |
Система интеллектуального управления светом Smart Light Assist, ассистент движения по полосе и система контроля слепых зон | 38 000 | |
Солнцезащитная механическая шторка для заднего стекла | 14 900 | |
Стеклоочиститель заднего стекла | 4400 | |
Текстильные коврики | 7500 | |
Тонировка задних стекол SunSet | 12 100 | |
Функциональный пакет для задних пассажиров | 14 100 | |
Центральный замок KESSY | 20 800 | |
Электропривод крышки багажника | 20 800 | |
Цвет «маталлик» | 21 000 | |
Новый Superb базируется на модульной платформе MQB, точнее на MQB-B, применяемой на Пассате. Спереди стойки McPherson и алюминиевый подрамник, сзади — многорычажка на стальном. По сравнению с предшественником новинка длиннее и шире, у неё шире передняя и задняя колея, больше колёсная база. Важнейшее нововведение — опциональные электронноуправляемые амортизаторы Monroe с тремя режимами работы на выбор.
Кузов Суперба стальной, легче и на 13% жёстче на кручение, чем прежде, а количество высокопрочных сортов (выделены на схеме) удвоилось. Два килограмма выигрыша дал новый рулевой механизм, 12 кг — алюминиевые поворотные кулаки и задние ступицы, ещё 22 кг — новые передняя панель, элементы отделки дверей и сиденья. В зависимости от модификации автомобиль в сборе сбросил до 75 кг.
«Турбочетвёрка» 1.8 TSI (180 л.с.) из того же семейства с непосредственным впрыском и фазовращателями на впуске весит 140 кг — на семь килограммов меньше прежней. На блоке цилиндров с интегрированным выпускным коллектором и более тонкими стенками сэкономлено 2,4 кг, на облегчённом коленвале — ещё 1,6 кг, и ещё три кило — на поршнях из нового высокопрочного сплава да алюминиевом крепеже.
Toyota New Global Architecture (TNGA) — это набор модулей и компонентов, позволяющих создавать родственные, но всё же отличные друг от друга «тележки» для легковушек (в том числе кроссоверов) разных классов с разным типом привода. В TNGA унифицировали элементы пола, порогов и моторного отсека, они могут дополняться стандартными «кубиками» подвесок и различными по длине задними частями пола. На сегодня сформированы три платформы: GA-C, GA-L и GA-K. Последнюю как раз и использует Camry. Её соплатформенники — Avalon, Lexus ES и RAV4. Отсюда и тоннель на полу.
Подвеска разработана с нуля для платформы GA-K: спереди — стойки McPherson, сзади — многорычажка. В отличие от прежнего поколения Camry, на новой машине электроусилитель рулевого механизма фирмы JTEKT расположен на рейке, а не на рулевом валу.
Широкое применение высокопрочных и сверхвысокопрочных сталей позволило не только сократить массу кузова на четверть, но также увеличить его жёсткость на кручение на 30%. В том числе благодаря использованию лазерной сварки.
У проверенной временем атмосферной «четвёрки» 2AR-FE оба распредвала оснащены механизмом регулировки фаз газораспределения. Система питания — с распределённым впрыском. Эффективная длина впускного тракта определяется положением клапана, установленного между половинками коллектора. В двигателе применяется алюминиевый гильзованный блок цилиндров — гильзы вплавлены в материал блока. Поршни — легкосплавные, соединяются с шатунами полностью плавающими пальцами. Масса мотора 147 кг, степень сжатия — 10.4.
На съёмках сразу стало понятно, какой автомобиль будет любимчиком наших парней с камерами. В Супербе мало того, что крышкой не стукнет, ещё и свобода для манёвра имеется. А с Camry ребятам приходилось выкручиваться — у кого нет смекалки, у того шишка.