Новый вид страховки может стать альтернативой нынешней «автогражданке», которая является обязательной для каждого автовладельца.
Водители на сегодняшний день должны иметь полис ОСАГО, а также при желании они могут оформить и каско (тут, правда, действует ряд ограничений, например, по возрасту машины). Недавно стало известно о предложении создать некий «гибрид» – объединённый полис ОСАГО и каско. Эта идея принадлежит первому зампреду комитета ГД по госстроительству и законодательству Вячеславу Лысакову.
Эти страховые продукты покрывают разные риски. Если говорить о каско, то выплаты здесь осуществляются при повреждении машины, а деньги (или направление на ремонт) рассчитываются для страхователя. В свою очередь по ОСАГО страхуется ответственность автомобилиста перед другими участниками движения, то есть выплаты осуществляются потерпевшему в аварии автовладельцу (при условии, что доказана вина страхователя). Как сообщают «Известия», новый «гибридный» автополис обещает стать альтернативой обязательной страховке. То есть обычное ОСАГО также по-прежнему останется.
Инициативу уже поддержали премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, Министерство финансов и Центробанк. Самый важный вопрос для водителей: сколько будет стоить такой единый полис? По мнению инициатора, для покупателей объединённой автостраховки ОСАГО должно стать бесплатным. То есть весь спектр услуг по автострахованию компании будут оказывать по цене каско. По словам депутата, дело в том, что «автогражданка» (по сравнению с каско) занимает «мизерный процент» от стоимости машины.
По факту это означает, что цена единого автополиса будет меньше, чем общая стоимость ОСАГО и каско. На это, в частности, указывает Дмитрий Медведев. Хотя, скорее всего, такая «гибридная» автостраховка окажется дороже, чем просто полис каско. Ведь рисков станет больше, и вряд ли страховщики будут столь щедры, что просто возьмут на себя дополнительную финансовую нагрузку.
В ЦБ к предположениям о ценнике будущего единого полиса относятся более осторожно. Вероятно, за него придётся заплатить меньше, чем за ОСАГО и каско отдельно, но какой именно будет выгода для автовладельца, в Банке России пока не рассчитали. В Минфине же о стоимости нового страхового продукта ничего не сказали, но саму идею объединения одобрили.
Однако есть и те, кто выступает против: страховые компании. Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) отметил, что предложение «преждевременное», ведь объединять эти два вида страхования не позволяет действующее законодательство. Он намекнул, что это предложение идёт вразрез с реформой ОСАГО, которая должна продолжить индивидуализацию «автогражданки», речь идёт о том, что цена полиса будет в большей степени зависеть от водителя и его поведения на дороге, а не от сторонних факторов вроде его места жительства или мощности двигателя машины.
В страховых компаниях считают, что в ЦБ переоценивают потенциальную востребованность в единых автополисах. Если их покупка не превратится в «обязаловку», то объём продаж таких полисов будет примерно таким же, как сейчас у полисов каско. Так, в 2018 году в РФ было оформлено всего 2,7 млн договоров. Это небольшой показатель на фоне примерно 40 млн купленных полисов ОСАГО.
Отметим, в прошлом году средняя цена каско выросла до 54,6 тыс. рублей. При этом средний ценник ОСАГО составил 6 тыс. рублей (в начале текущего года «автогражданка» немного подешевела). По сведениям издания, цена объединенного полиса в итоге окажется, скорее всего, не ниже 50 тыс. рублей. Иначе компаниям придётся увеличивать размер франшизы или другими способами удешевлять ремонт, например, использовать «бэушные» детали, что сейчас запрещено.