Цены на Touareg 3.0 TDI (249 л.с.) начинаются с 3 929 000 рублей. Discovery TDV6 с дизелем того же литража и мощности стоит минимум 4 265 000. Бензиновые V6 3.0 (340 сил) обойдутся в 250 тысяч для VW и в 135 для LR. Touareg бывает и двухлитровым (249 л.с.) за 3,5 млн.
Предыдущий Volkswagen Touareg был образцовым кроссовером сразу в нескольких смыслах этого слова. Он был разночинцем. Родство с Кайеном придавало ему налёт премиальности, но цена вполне соответствовала имиджу массовой марки. Touareg радовал многогранностью. Базовая версия представляла из себя типичный паркетник, зато продвинутая превращалась в серьёзный внедорожник благодаря демультипликатору и блокировке заднего дифференциала... Со сменой поколений конструкция упростилась, а вот пафоса прибавилось: ценой Volkswagen почти догнал очень недешёвый Land Rover Discovery. Тестовый R-Line стоит почти пять с половиной миллионов рублей.
Land Rover и демократичным ценником никогда не отличался, и внедорожными талантами не разбрасывался. Конечно, ещё поколение назад в ходе очередного обновления базовые модификации остались без понижающего ряда в трансмиссии. Но даже сегодня их почти не покупают. А уже со второй комплектации SE (от 4 952 000 рублей) Discovery положены и двухступенчатая раздатка с дисковой блокировкой межосевого дифференциала, и пневмоподвеска. У нас на тесте самое востребованное исполнение HSE, которое обойдётся минимум в 5 593 000.
Дизель — всё ещё хит. Доля Туарегов на солярке достигает 90% продаж. С прихода в Россию летом и до конца 2018-го куплен 3001 Touareg, из них 2715 модификаций V6 3.0 TDI. У Discovery тоже девять из десяти клиентов выбирают дизель. Вот только продаётся Land Rover почти в семь раз хуже: за тот же период реализовано всего 411 внедорожников. Я не особо верю, что аудитории наших героев массово пересекаются (вашу точку зрения мы выясняем в опросе ниже), однако в реальной жизни полно примеров, когда люди выбирают несравнимые вещи в рамках одного бюджета. Поэтому мы и впредь будем время от времени устраивать такие неочевидные дуэли — хотя бы ради деформации стереотипов.
«Британец» крупнее «немца» по всем измерениям, даже если оперировать не официальными данными, а более скромными из ОТТС: на 96 мм длиннее, на 18 шире и как минимум на 13 сантиметров выше. Внутренний простор позволяет разместить в салоне третий ряд сидений, но у нашей машины его нет, как и у Туарега, для которого пять мест — это предел. Тем не менее удобством дивана Volkswagen не уступает Ленд Роверу, а в чём-то даже превосходит: шире, например, диапазон регулировок по длине и наклону спинок. Зато в Discovery проще разместиться втроём: центральный тоннель ниже, а подушка отформована без явных преференций для крайних седоков.
В качестве грузовика у Disco есть три ключевых преимущества перед Туарегом: значительно больший объём багажника, ровная площадка при складывании второго ряда и дополнительное место в подполье. У Фольксвагена оно полностью занято сдутой докаткой, компрессором и прочими причиндалами. Полноразмерное запасное колесо Ленд Ровера висит снаружи. Его откидная нижняя полка с электроприводом — аксессуар, достойный отдельного обсуждения в коментах. С одной стороны, не даёт барахлу вывалиться при открывании и упрощает погрузку, защищая бампер. С другой, будучи разложенной, усложняет доступ к вещам в глубине.
Невысокому человеку вроде меня (170 см) проще попасть в Touareg. Его салон ближе к земле, а на входе, считай, нет ступеньки: прикрытый от грязи порог находится почти на одном уровне с полом. Discovery тоже держит пороги в чистоте, но в него я почти запрыгиваю, ухватившись за руль. Даже люди ростом выше среднего отмечают значительную высоту кузова. Моей миниатюрной жене ещё сложнее, ибо взяться не за что, но, преодолев трудности восхождения, она радуется высокой посадке и заметным углам капота.
Обзорность в Disco хороша не только за счёт низкой линии остекления. Невелика толщина передних стоек, и наружные зеркала дают обширную картинку. Только вид во внутреннее зеркало загораживают подголовники дивана. Средний откидывается, позволяя оценить старания стеклоочистителя, захватывающего приличную зону. Из окон Туарега видно чуть хуже, форма зеркал не так удачна, да и крыша заметнее нависает спереди. Зато у него меньше слепая зона в районе стойки C и лучше задняя камера, оснащённая омывателем.
Интерьер Туарега приятен даже с обычными приборами и девятидюймовым мультимедийным экраном. А огромный сенсорный дисплей диагональю 15 дюймов и цифровой щиток создают неподдельный вау-эффект. При этом массив данных в большом «телевизоре» несложен для восприятия, в крупные иконки и виджеты легко попадаешь пальцами. Графика изящна, отклики быстры. В сравнении с этим комбайном всё ещё неплохой лендроверовский InControl Touch Pro ощущается пережитком прошлого...
Обе машины оснащены восьмиступенчатыми коробками передач ZF серии 8HP, турбодизели близки по объёму и равны по заявленной отдаче — 249 л.с. и 600 Н•м. Разве что у Туарега чуть шире зона максимальной мощности и тяги, как и силовой диапазон трансмиссии. Замеры Рейслоджиком на зимних шинах нельзя соотносить с паспортными данными, но прибор подтверждает, что Volkswagen динамичнее Ленд Ровера. Набирает 100 км/ч за восемь секунд, на полторы секунды раньше Disco и в среднем на секунду расторопнее при ускорениях с 60 до 100 и с 80 до 120. Что неудивительно — Лэнди на два c половиной центнера тяжелее.
Cлегка задумчивым Land Rover кажется только на фоне Фольксвагена, который бежит явно легче в том числе и за счёт более скорострельной настройке «автомата». Объективно же Discovery вполне себе живчик, просто переключения тут происходят медленнее и мягче. Оба автомобиля охотно, хотя и без лишней резкости, повинуются акселератору. При переходе в спортивный режим коробка Туарега не теряет способности к адаптации, и это скорее её недостаток: при спокойной езде она быстро успокаивается, стирая различия между режимами. Discovery себе такого не позволяет: спорт есть спорт.
Акустически соперники сопоставимы. У Discovery лучше прослушивается мотор с явственными дизельными нотками в голосе. Touareg расстраивает плеском снежной каши, разлетающейся по задним аркам. А что шины гудят меньше, так Volkswagen обут в европейские нешипованные Pirelli Scorpion, а Land Rover — в известную своей шумностью «восьмую» Хаккапелитту. На круг складывается паритет. К тормозам обеих машин нареканий нет, разве что педаль Disco слегка дышит в рабочем ходе, но к этому легко приноровиться.
Touareg управляется абсолютно по-легковому. Руль предельно точен и чист в нуле, при отклонении реактивное усилие адекватно нарастает. В реакциях на отклонение баранки нет ни запаздываний, ни чрезмерной остроты. Cпортивный режим утяжеляет руль, но уровень возвратного усилия остаётся комфортным. В предельный вираж под сброс газа кроссовер заходит уверенно: обозначает скольжение передней осью, за которым следует плавный переход в занос, оперативно корректируемый электроникой.
Руль Discovery длиннее — 2,75 оборота от упора до упора против двух с четвертью у Туарега — и требует более активного вращения в поворотах. Однако и здесь задержки не чувствуются. Присутствует лишь неприятная вязкость. Причём не только в нуле: паразитный фон не исчезает даже при значительных углах. Допускаю, что часть вины за это лежит на мягкой Хакке. В итоге точность руления ниже, чем у Фольксвагена. Внедорожник имеет тенденцию по мере развития крена переходить на более крутую траекторию, иногда даже требуя чуть распустить руль. Вообще после цивильного Туарега не покидает ощущение, будто ходишь по городу в туристической обуви.
«Немец» же почти не кренится, особенно в спортрежиме со слегка зажатой пневмоподвеской. При этом плавность хода страдает несильно: ездовой комфорт неизменно хорош. В «Комфорте» подвеска едва ли не полностью рассеивает микропрофиль полотна, уверенно отрабатывает жёсткие неровности и мягко переносит кузов через «лежачих полицейских». На длинных волнах едва обозначена раскачка. И всё же, несмотря на многочисленные восторги журналистов, мы не заметили в Туареге всепрощения соплатформенного Q7. На ходу Volkswagen ожидаемо дешевле Audi, но свойственных Discovery дачных ощущений нет и в помине. Благородное городское поведение.
В настройках шасси Disco больше спорных нюансов. Он достойно отрабатывает микропрофиль, но выбоины с жёсткими краями и поперечные стыки сопровождаются неприятными ударами, хорошо ощутимыми в салоне. На щербатом асфальте серийные вибрации вызывают дискомфорт. Короткую волну Land Rover сглаживает лучше Фольксвагена, однако длинная вызывает раскачку, которая на высокой скорости приводит к повторным колебаниям. Возможности скорректировать работу подвески под конкретное покрытие не предусмотрено. Зато на бездорожье Discovery позволяет ехать быстрее и с бо́льшим комфортом.
Touareg на природе поначалу держится молодцом. Электроника неплохо распределяет момент между колёсами, предлагая выбор между двумя пресетами: «Авто» и «Профи». Согласно первой программе подача тяги предельно сглажена во избежание пробуксовок. Вторая позволяет раскрутить колёса, хотя и не бесконтрольно, что лучше подходит для снега.
Но ходы подвески по сравнению с Ленд Ровером существенно меньше, а нужные сантиметры клиренса пневма набирает крайне медленно, не всегда синхронно на разных осях, а порой даже требует повторной команды. Тяговые возможности в отсутствие понижайки также ограничены. Честно говоря, просто на интуитивном уровне легко почувствовать, что Туарегу в поле не место. Мы доказали это ещё и опытным путём — см. раздел «За кадром».
Discovery в сложных условиях явно раскованнее. Артикуляция подвески достигает полуметра, и нужно очень постараться, чтобы вывесить Land Rover. Толково составлены и программы для бездорожья. Но чтобы добиться от них максимального эффекта, нужно как следует разобраться в нюансах системы Terrain Response 2 и знать, какому снегу подходит именно «Снег», а какому, скажем, режим «Песок». В списке опций фигурирует задний дифференциал с электронным управлением, и я не советую от него отказываться, если вы намерены хоть изредка бездорожничать. Во время вылазок, подобных нашей, межколёсной блокировки очень не хватает.
Итак, Discovery вместительнее, проще переносит отсутствие дорог и готов предложить семиместность. Это вполне добротная вещь, однако с явным налётом утилитарности. В создаваемой Лэнди атмосфере есть что-то загородное, что-то уместное скорее от случая к случаю. И как ежедневный транспорт для мегополиса Disco противоречивее в целом более сбалансированного и легкового Туарега. К тому же в пользу Фольксвагена говорит цена, а также четырёхлетняя гарантия с пробегом 120 000 км против трёх лет и сотни тысяч у «британца». Немаловажный, между прочим, момент, поскольку за моделями-предшественницами в обоих случаях закрепилась репутация не самых надёжных.
И всё же превосходство Туарега на рынке, по нашим ощущениям, скорее объясняется общим имиджем цивильного автомобиля. Притом более современного и статусного — особенно когда речь заходит о доступных комплектациях. Базовый Touareg V6 TDI Respect за без малого четыре миллиона не выглядит нищим, а часть «металликов» и даже «перламутровые» краски предлагаются без доплаты. В то же время облитый простой эмалью начальный Discovery TDV6 S оснащён галогеновыми фарами. Стандартный для Фольксвагена светодиодный свет появляется только у версии SE за 4,95 млн. Если сравнить наиболее востребованные модификации, то среднестатистический Touareg ощутимо дешевле.
Тип кузова | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4974 | 4878 |
Ширина, мм | 2073 | 1984 |
Высота, мм | 1846 | 1702 |
Колёсная база, мм | 2923 | 2894 |
Колея передняя/задняя, мм | 1692/1686 | 1669/1685 |
Снаряжённая масса, кг (DIN) | 2223 | 1965 |
Полная масса, кг | 3050 | 2850 |
Объём багажника, л | 1231–2500 | 810-1800 |
Тип | турбодизель | турбодизель |
Расположение | спереди, продольно | спереди, продольно |
Число и расположение цилиндров | 6, V-образно | 6, V-образно |
Рабочий объём, см³ | 2993 | 2967 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 249/3750 | 249/3000–4000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 600/1750-2250 | 600/1500–2750 |
Коробка передач | автоматическая, восьмиступенчатая | автоматическая, восьмиступенчатая |
Привод | постоянный полный | постоянный полный |
Передняя подвеска | независимая, пневматическая, двухрычажная | независимая, пневматическая, двухрычажная |
Задняя подвеска | независимая, пневматическая, многорычажная | независимая, пневматическая, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Шины | 255/55 R20 | 285/45R20 |
Максимальный дорожный просвет, мм | 283 (358)* | 270 |
Максимальная скорость, км/ч | 209 | 235 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 8,1 | 6,1 |
— городской цикл | 8,3 | 8,1 |
— загородный цикл | 6,5 | 6,2 |
— смешанный цикл | 7,2 | 6,9 |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 85 | 75 |
Топливо | дизтопливо | дизтопливо |
* В скобках для аварийного режима. |
Фронтальные подушки безопасности | + | + |
Боковые подушки безопасности | + | + |
Задние подушки безопасности | – | – |
Надувные «занавески» | + | + |
Крепление детского кресла Isofix | + | + |
Коленные подушки безопасности | – | – |
Система динамической стабилизации | + | + |
Пневматическая подвеска | + | + |
Адаптивные амортизаторы | - | + |
Регулировка дорожного просвета | + | + |
Автоматическая коробка передач | + | + |
Демультипликатор | + | – |
Система start/stop | – | – |
Электромеханический стояночный тормоз с функцией Hold | – | + |
Светодиодные фары | + | + |
Контроль давления в шинах | + | + |
Датчик дождя | + | + |
Стеклоочиститель пятой двери | + | + |
Датчик света | + | + |
Подогрев лобового стекла | + | + |
Подогрев форсунок омывателя | + | + |
Датчики парковки передние и задние | + | + |
Круиз-контроль | – | + |
Адаптивный круиз-контроль | + | – |
Система экстренного трможения | + | – |
Система контроля мёртвых зон | + | – |
Система контроля полосы движения | + | – |
Система распознования дорожных знаков | + | – |
Двухзонный климат-контроль | - | + |
Трёхзонный климат-контроль | + | – |
Предпусковой обогреватель | + | – |
Система доступа в салон без ключа | + | + |
Цифровая приборная панель | + | + |
Мультифункциональное рулевое колесо | + | + |
Подогрев руля | + | + |
Рулевая колонка с электрорегулировкой по углу наклона и вылету | + | + |
Электрохромные наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом | + | + |
Электрохромное внутрисалонное зеркало | + | + |
Память положений передних сидений | - | + |
Подогрев передних и задних сидений | + | + |
Навигационная система | + | + |
Интегрированная Bluetooth-система hands free | + | + |
Камера заднего вида | + | + |
Сервопривод крышки багажника | + | + |
Шторка в багажнике | + | + |
Отделка салона кожей | + | + |
Тонировка задней полусферы | - | + |
Полноразмерное запасное колесо | + | - |
Докатка | - | + |
Легкосплавные колёсные диски диаметром 19 дюймов | - | + |
Легкосплавные колёсные диски диаметром 20 дюймов | + | - |
Рейлинги на крыше | - | + |
Цвет «металлик» | - | + |
Цвет Silicon Silver | 161 300 | |
Четырёхзонный климат-контроль | 49 800 | |
Легкосплавные колёсные диски 20 дюймов с пятью сдвоенными спицами и отделкой Gloss Black | 32 300 | |
Панорамная крыша с люком, фиксированной задней секцией и шторками с электроприводом | 146 000 | |
Пакет опций экстерьера Black Design | 25 700 | |
Тонировка задней полусферы | 33 300 | |
Легкосплавные колёсные диски 20 дюймов | 72 000 | |
Пакет кожаной отделки Savona R-Line, сид енья ergoComfort спереди | 35 000 | |
Пакет «Комфорт»: бесключевой доступ и запуск двигателя, два ключа-пульта, четырёхзонный климат-контроль, доводчики дверей, многоцветная интерьерная подсветка, сервопривод пятой двери со взмаховым датчиком, металлические накладки на пороги с подсветкой, вентиляция и массаж передних сидений, солнцезащитные шторки на задних дверях. | 89 000 | |
Пакет «Премиум»: аудиосистема Dynaudio, панорамная крыша | 175 000 | |
Пакет «Техника»: матричные фары с омывателем, системы мониторинга слепых зон и удержания в полосе, адаптивный круиз-контроль, система Pre Crash, розетка 230 В, контроль давления в шинах | 313 000 | |
Звукоизолирующие стекла | 48 000 | |
На тестах Euro NCAP Новый Discovery фактически пробежал по лезвию бритвы. Он был оштрафован дважды: тут и выбитая сбоку дверь, и недостаточное давление в подушке безопасности водителя, из-за которого при кософронтальном ударе тот приложился о руль. Однако общий уровень защиты и насыщенность электронными системами активной безопасности позволили присвоить Discovery максимальные пять звёзд.
Land Rover Discovery | 90% | 80% | 75% | 73% |
Volkswagen умеет распознавать пешеходов, хотя в тестах на их обнаружение получена оценка «адекватно» вместо максимально возможной «хорошо». При этом вся передняя кромка капота опасна для пешехода (красный участок при испытании на удар). Зато на «хорошо» пройдены тесты на детекцию велосипедистов, контроль за рядностью, автоматическое торможение перед другими машинами. Вместе с прочной клеткой салона вся эта электронная братия повысила общий итог Туарега до пяти звёзд.
Volkswagen Touareg | ★★★★★ | 89% | 86% | 72% | 81% |