Крупнейший авторынок планеты захлёбывается из-за торговой войны США и нерасторопности китайских чиновников. За первые шесть месяцев этого года падение спроса на новые автомобили составило 12,4%.
В противостоянии с Китаем Дональд Трамп пока побеждает: если американский авторынок за первое полугодие 2019-го сократился на 2,4% (по сравнению с первым полугодием 2018-го), то китайский просел сразу на 12,4%, дилеры Поднебесной реализовали 12,3 млн машин – такие данные приводит Reuters со ссылкой Китайскую ассоциацию автопроизводителей (CAAM).
Китайский рынок начал падать в середине прошлого года (впервые в этом веке) на фоне развязавшейся торговой войны между КНР и США и общего замедления китайской экономики. 2018-й окончился падением на 2,8%, но эксперты, в том числе из CAAM, полагали, что в этом году ситуация стабилизируется, и по итогам 12 месяцев рынок покажет нулевой рост. На деле же рынок продолжил падение: в одном только июне спрос на новые автомобили сократился на 9,6% до 2,06 млн штук. Теперь ясно, что никакого «около ноля» не будет, и эксперты гадают, насколько сильно просядет рынок и далеко ли до дна. В CAAM полагают, что по итогам 2019-го падение составит 5%. Оптимисты, однако…
Ассоциация считает, что китайское правительство недостаточно поддерживает местных автопроизводителей и усугубляет падение спроса завинчиванием экологических гаек вкупе с сокращением субсидий на покупку электромобилей и plug-in гибридов. Ожидаемого автоконцернами смягчения налоговой политики в отношении маломощных машин (с двигателями до 1,6 л) для сельских районов тоже не произошло.
Между тем продажи электромобилей и plug-in гибридов за первое полугодие выросли на 50% до 617 тысяч единиц. Ажиотажный спрос связан как с выходом на рынок множества новинок, так и с ожиданием того, что после 2020 года субсидий на покупку «электричек» вообще не будет – значит, нужно успеть купить сейчас, пока есть возможность. Правительство снижает поддержку «зелёного» сектора, так как автопроизводители, по мнению чиновников, стали слишком сильно зависеть от дотаций и мухлевать с данными продаж ради их получения.
Статистические данные по маркам и моделям за первое полугодие пока не опубликованы, так что пока фиксируем лишь «общую температуру по больнице». С детальными данными по легковому сектору за прошлый год можно ознакомиться в нашем отдельном материале.