img
10 Окт 2018

В машинах для тестов Euro NCAP найдены подозрительные детали

Константин Болотов, ДРАЙВ

Оценки Euro NCAP сильно влияют на продажи и лояльность потребителей в Европе. Подтасовка результатов тестов, очевидно, невозможна без участия самих испытателей. Похоже, назревает коррупционный скандал. (Arteon оказался на заглавном фото как лидер рейтинга Euro NCAP 2017 года.)

Британская компания Thatcham Research проводит «выборочный аудит» после испытаний Euro NCAP, включающий проверку отдельных компонентов разбитых автомобилей. В ходе таких исследований не раз обнаруживались детали с маркировкой «только для краш-тестов»: For crash test only, Euro NCAP only, Euro NCAP test и тому подобные. Представитель фирмы Мэтью Эйвери рассказал изданию Auto Express, что пометки были найдены в машинах нескольких производителей, но назвать их менеджер отказался. Во всех случаях надписи выполнены от руки, и довольно грубо. Помеченными оказались модули подушек безопасности, крепления детских кресел Isofix, внутренности сидений и так далее.

«Я не думаю, что у нас когда-либо был производитель, явно пытавшийся надуть. Во всяком случае в последние годы. Раньше, в прошлом десятилетии, подобная маркировка было более распространена, — говорит Эйвери. — Уверен, что в 99 случаев из 100 для отметок есть законная причина. Но нельзя быть уверенным, будто ты замечаешь всё. Наверняка мы что-то проглядели».

«Это очень и очень подозрительно», — вздыхает Мэтью, и с ним трудно не согласиться. Если производители действительно оборудуют свои машины специально подготовленными деталями, чтобы улучшить результаты тестов, под вопросом оказываются итоги всех 20 лет работы Euro NCAP. Ассоциация утверждает, что по каждому инциденту со странной маркировкой проводилось расследование, например, с посещением экспертами автозаводов или поставщиков запчастей.

«Ни разу не было намеренной попытки обмануть наши тесты», — заявила Euro NCAP, добавив, что подозрительные пометки не встречались уже «на протяжении года или двух». Эйвери предполагает, что маркировка стала реже попадаться на глаза из-за «дизельгейта»: компании охватила нервозность, они внимательнее контролируют «внутренние процессы».

Директор Общества автопроизводителей (SMMT) Майк Хоуз решительно опровергает предположения о махинациях: «нет никаких доказательств», «отсутствует понимание процесса изготовления и сертификации». Мол, важные для безопасности компоненты могут отмечаться, чтобы подтвердить их окончательные версии, и ничего необычного тут нет.

Не похоже, что Мэтью Эйвери вышел на тропу войны. Его позиция пассивна: дескать, теперь производители получили сигнал, узнали о беспокойстве экспертов по поводу меток, это заставит их задуматься. Редактор издания Auto Express Стив Фаулер в беседе с Daily Mail высказался энергичнее: «В мире после дизельного скандала любое подозрение в отношении автопроизводителя вызывает беспокойство. Абсолютных доказательств нет, но есть вопросы, на которые необходимо ответить».

Что мы имеем в промежуточном итоге? Компоненты «только для краш-тестов» были замечены многократно и фирмой Thatcham Research (молчавшей о них много лет), и ассоциацией Euro NCAP (которая вроде что-то расследовала, но тоже молчала). Чёткого объяснения пометок на деталях со стороны производителей — нет. Звучат только неубедительные оправдания, в том числе от Euro NCAP, чья позиция пока удивительно слаба. Недвусмысленных намёков на порочность распространённой практики с маркерами — полно. В общем, без серьёзного разбирательства теперь не обойтись.

Популярное