Питерский завод компании Hyundai мощностью более 200 000 машин в год, по данным «Ведомостей», — единственная площадка по производству автомобилей в нашей стране, загруженная на 100%.
Чтобы цены на автомобили не росли резко, а выбор моделей был достаточно широким, автопроизводителям в России необходима государственная поддержка — льготы и гарантии. Взамен компании инвестируют значительные средства, продолжают локализацию производства, создают новые рабочие места и так далее. В последнее время поддержку обеспечивали соглашения о промсборке, но срок большинства из них истекает в 2018-2019 годах. Что дальше?
Должен заработать новый режим, где основным инструментом, скорее всего, будут специнвестконтракты (СПИКи). Хотя общая стратегия утверждена, в важных нюансах позиции Минпромторга, Минэкономразвития и отдельных концернов существенно отличаются. Так, несколько крупнейших игроков выступили с требованием — прекратить поддержку создания в России новых автопроизводств. Газета «Ведомости» сообщает, что инициативу выдвинули АвтоВАЗ, КамАз, ГАЗ, Sollers, Daimler и альянс Renault-Nissan-Mitsubishi.
Авторы письма, направленного в Минпромторг, подчёркивают, что в 2017 году российские автозаводы были загружены лишь на 44%, а создавать новые мощности имеет смысл только при загрузке на 80%. Мол, пока этого нет, к новому инвестиционному режиму следует допускать действующие предприятия, вдобавок разрешив им создавать консорциумы, чтобы повышать эффективность инвестиций и снижать затраты.
Мнения участников рынка расходятся. Одни считают требования справедливыми: компании вложились в производство и хотят, чтобы оно работало с максимальной отдачей, а тут вдруг господдержку получают новички-выскочки. Другие эксперты указывают, что ограничение конкуренции недопустимо и противозаконно. Дескать, новые проекты имеют полное право рассчитывать на помощь властей. Напоследок заметим, что свои предложения по новому режиму направили в министерства все автопроизводители, но давать комментарии по теме никто из них не хочет.